Страницы

пятница, 19 ноября 2010 г.

Каким должен быть флэш-журнал

Издательский дом «Корпоративные издания» решил привлечь внимание к торговой марке «Фрекен Бок», выпустив для нее корпоративное СМИ в формате электронного журнала. Реализовать технологии new media вполне удалось – издание было удостоено Гран-при в номинации «Электронный журнал» на конкурсе «Лучшее корпоративное медиа Украины» – но интересного продукта так и не получилось.

Листая страницы «Positive!», трудно избавиться от мысли, что PDF-файл с макетом издания элементарно загнали под новую оболочку. Конечно, электронные версии журналов чаще всего делают на основе дизайна и верстки бумажных номеров, размещая на виртуальных страницах помимо текстовых и иллюстративных материалов видео, анимацию и музыку. Однако разработчики «Positive!» по каким-то причинам проигнорировали требования к верстке флеш-журнала.

Между тем, культура оформления флэш-журналов уже сложилась. Наиболее распространенный подход, когда часть контента помещается на журнальные полосы в виде анонсов (речь идет о хедлайнах и ударных фразах – наиболее яркие фотографии даются крупно), а основное содержание и фото с деталями, не говоря о дополнительных сведениях и справочной информации, даются в выпадающих окнах.

В случае с «Positive!» все наоборот – публикации, как правило, полностью выгружены на страницы. Если убрать тексты в «слои», освободится больше места для других решений. Например, для более экспрессивной подачи продукции «Фрекен Бок» (товары для дома и семьи). Тем более, эту задачу позволяют решить мультимедийные возможности флэш-журнала.

Совсем другое дело – журнал о бойцовских видах спорта Fight Magazine, также выходящий во флэш-формате.

Формат флэш-журнала во многом определят требования к подаче материалов. Для него наиболее предпочтительны короткие тексты, экспрессивные говорящие заголовки, обязательно – удобочитаемый шрифт, понятная навигация. Читать текст с монитора трудно, а со страниц флэш-журнала еще труднее. Эти особенности было бы не лишне учитывать при проектировании электронных СМИ.

5 комментариев:

  1. Каким – для кого – должен быть электронный журнал

    Сразу видно, что автор проделал серьезную аналитическую работу. Прежде всего, он нашел предыдущий номер журнала Positive!*, который в отношении flasf-формата был пилотным, и действительно готовился для печати и flasf-формата одновременно. Именно скриншоты из того номера размещены в качестве «примера». При этом – о чудо – ссылка дана на правильный – следующий, заслуживший Гран-при выпуск. А еще вчера и обложка из него стояла в комментируемом материале (на других ресурсах, где размещена сия «аналитическая» статья, обложка стоит и до сих пор). Как можно нечаянно слепить такую «компиляцию»?

    Заметим, что и в том выпуске, из которого взяты развороты, были анимированные картинки, видеоролики, которыми заказчик располагал на тот момент, кроме того – изображения продуктов работали как ссылки на их описания на сайте «Фрекен БОК». Их, выдергивая скриншоты, автор почему-то в упор не заметил.

    Заслуживший же Гран-при в номинации «Электронный журнал» на конкурсе «Лучшее корпоративное медиа Украины» следующий выпуск журнала Positive!, опишу словами автора: «Часть контента помещается на журнальные полосы в виде анонсов, а основное содержание и фото с деталями, не говоря о дополнительных сведениях и справочной информации, даются в выпадающих окнах». Кстати, эти строки очень похожи на слова посвященного Гран-при релиза: «Материалы подаются «слоями» по глубине раскрытия темы: основная информация помещена прямо на странице, а дополнительные сведения, справочная информация, развернутые комментарии и т.п. доступны во всплывающих окнах». Читал ли автор этот релиз? Если не читал, что подвигло его на написание опровержения? А если читал, то почему не знал о том, что в удостоенном гран-при выпуске журнала Positive! около 40 всплывающих окон, и примерно сотня других интерактивных элементов?

    Также автор продемонстрировал недюжинное понимание специфики работы по созданию коммерческой медиа-продукции фразой: «Издательский дом «Корпоративные издания» решил привлечь внимание к торговой марке «Фрекен Бок», выпустив для нее корпоративное СМИ в формате электронного журнала». Правда, пока еще в нашей стране, да и во всем мире заказчик решает, к чему будет привлекать внимание и с чьей помощью, как и то, какие ресурсы на это затратить.

    Как пример «идеального» электронного издания, журналу Positive! противопоставляется журнал о бойцовских видах спорта Fight Magazine. На мгновение допустим, что автор действительно считает, что можно сравнивать журнал для домохозяек в категории «полезные советы», и журнал для любителей мордобоя и костоломства. Сравним аудиторию. Девочки, как все помнят со школьных лет, читали лучше и быстрее чем мальчики, которые в это время рассматривали картинки, причем не в учебниках. В современном мире женщины вообще читают больше, и усваивают полученную этим способом информацию лучше, чем большинство мужчин. И на порядок лучше мужчин, которых постоянно бьют по голове. Поэтому соотношение текстовой и визуальной нагрузки в журнале Positive! соответствует характеристикам аудитории, и главный его недостаток в том, что его действительно не будут читать любители боевых искусств!

    Потому полу-вопрос, поставленный в названии комментируемой статьи, некорректен. Следовало спрашивать, каким должен быть электронный журнал для домохозяек, а каким – для каратистов. И тогда можно было дать вполне адекватный ответ – таким, чтобы каждый соответствовал целям заказчика и ожиданиям аудитории.

    С уважением,
    Денис Петров

    *Названия латиницей в русскоязычном тексте не закавычиваются.

    ОтветитьУдалить
  2. P.S. Fight Magazine смотрел. Действительно шикарный журнал, товары в нескольких ракурсах показаны, фотографий отличных масса, даже видеоролики с потасовками в парламентах мира есть... Но это не значит, что в женском журнале должно быть столько же фотографий хозяек за уборкой, 3D-модели кухонных губок и ролики о том, как моют посуду в Конго. К тому же, можно только догадываться, какие огромные средства индустрия снаряжения для боевых видов спорта позволяет заложить под такой проект.

    ОтветитьУдалить
  3. Уважаемый Денис, спасибо за критику!

    Скажу, что где-то она оправдана, а где-то нет. Я, безусловно, заметил все колкости в свой адрес. Но прекрасно вас пониманию, ведь если бы кто-то раскритиковал мою работу, над которой пришлось изрядно потрудиться, критика не понравилась мне в той же степени.

    Поверьте, я не питаю недобрых чувств к вам лично или к создателям «Positive!» (простите, но название журнала опять пишу с кавычками – мне кажется, что так лучше смотрится – ну есть у меня пунктик по визуальной части;)). Я также прекрасно понимаю, что работать (выполнять заказ) пришлось в конкретных условиях, когда вид и содержание журнала определяют не только креатив и профессиональные навыки, но и конкретные сроки, бюджет, специфические требования заказчика и др.

    Постараюсь пояснить свои мысли, высказанные в посте. Их суть вот в чем. Технологии все больше определяют внешний вид СМИ и особенности подачи публикаций. За примером далеко ходить не надо. Полистайте планшетную версию бумажного журнала. Вся ее мультимедийность – результат применения программного обеспечения. Недаром же говорится, что СМИ будут такими, как захочет «айпад».

    Формат флэш-журнала технологичен. Однако сами по себе технологии не способны ни поразить, ни увлечь читателя. Важнее то, как они будут реализованы. Да, подходы к созданию флэш-журнала могут быть разными. И для того чтобы показать это наглядно я сравнил два издания – «Positive!» и Fight Magazine. Они ведь оба флэшовые. И оба корпоративные. С той разницей, что первое – клиентское издание, а второе – отраслевое. Разница аудиторий в расчет не принимается – нет смысла сравнивать содержание противоположных по своей направленности изданий.

    С моей точки зрения, формат флэш-журнала – это все-таки несколько другой подход к организации материалов на полосах, нежели в оффлайновых изданиях. Во-первых, потому, что ставка делается на визуальную составляющую и эффекты. Во-вторых, потому, что содержание является гипертекстовым по своей сути (за счет всплывающих окон, ссылок на сторонние ресурсы, информации в «слоях»). Верстка флэш-журнала более сложная – многоуровневая. Мне ведь почему понравился Fight Magazine? Потому там все это реализовано таким образом, что не вызывает вопросов типа «А почему так?».

    Тема создания СМИ мне интересна. Я ищу решения, которые заставили бы меня восхищаться изданием. Тем более, если речь идет о флэш-журнале, основная задача которого, как я представляю, заключается в том, чтобы поразить воображение читателя, обратившись к его эмоциям посредством всех своих экспрессивных возможностей. Допускаю, что хочу слишком многого – некоего идеала, но вышедшие номера «Positive!» не вдохновили. Общее впечатление такое, что они дублируют дизайн и верстку бумажной версии (поэтому и развороты из первого выпуска – в последующих выпусках стиль в целом остался прежним). Дело ведь не в том, что используемые фоны, узоры, плашки узнаваемы и характерны для женских изданий. Дело в подходе к созданию флэш-журнала. А его делают так, как делали бы бумажное издание. Словом, если бы мне в руки попал оффлайновый «Positive!», я бы, скорее всего, не написал свой пост, который вызвал критику, а, вполне возможно, поискал на его страницах какие-то находки.

    Вроде бы все. Добавлю лишь, что не имею никакого отношения к появлению данного поста на сторонних ресурсах.

    ОтветитьУдалить
  4. Добрый день, Сергей!

    Прежде всего, Вы совершенно правы на тот счет, что «выполнять заказ пришлось в конкретных условиях, когда вид и содержание журнала определяют не только креатив и профессиональные навыки, но и конкретные сроки, бюджет, специфические требования».

    Правы и в том, что в электронном издании «содержание является гипертекстовым по своей сути (за счет всплывающих окон, ссылок на сторонние ресурсы, информации в «слоях»)». В Positiv! это и реализовано в меру возможности.

    Касаемо того, что и на первом уровне достаточно текста.

    Во-первых, ввиду специфики темы, у нас не было достаточного количества визуала, чтобы полностью занять первый уровень. И вот тут я не согласен с утверждением «Разница аудиторий в расчет не принимается». Ведь Fight Magazine – для тех, кому нравятся бойцовские виды спорта, кто этим живет, а Positiv! – для женщин, которые отнюдь не видят смысла своей жизни в мытье посуды. Поэтому заполонить полосы женщинами за уборкой в разных позах было бы просто издевательством над ними.

    Во-вторых, категория «полезные советы» предполагает передачу информации, причем в больших количествах, и если убрать весь текст с первого уровня, тогда дополнительную информацию придется размещать на третьем и глубже, а тут и запутать читателя недолго. А ведь это своего рода справочник домохозяйки, а задача справочника – позволять найти информацию быстро.

    И наконец, некое подобие бумажного издания умышленно – исследования показывают, что бумажные журналы в деле продвижения конкретных товаров, особенно – относящихся к категории «вынужденного спроса», держат первенство по эффективности контакта. В этом можете мне поверить как в недалеком прошлом сотруднику очень крупного рекламного агентства с серьезной социологической службой. Поэтому снова не соглашусь с примером в виде Fight Magazine – там совершенно иная маркетинговая ситуация.

    Кстати, верставший издание дизайнер специализируется именно на ВЕБ и флеш, а не на бумажной прессе. Его бы воля, он бы сделал именно 100% флеш, и не мучился бы с текстовой версткой первого уровня. Естественно, совершенству нет предела. Можно размещать видео-уроки по ведению домашнего хозяйства, аудио-уроки по ведению воспитательных бесед с детьми, анимацию физических и химических процессов, происходящих в кухонной губке во время мытья посуды и т.п. Это уже вопрос ресурсов. Вы совершенно правы в том, что в мире технология флеш-журналов уже давно разработана во всех направлениях, и появление чего-то нового зависит только от ПО.

    И каждый выбирает из многообразия технических возможностей те, что соответствуют конкретным условиям. Это первое поколение флеш журналов заслуживало внимания только тем, что они флеш-журналы, но впредь они будут состязаться между собой тем, чем и бумажные издания – качеством контента. Мои дедушки и бабушки смотрели ТВ только потому, что там «живая картинка». А я его не смотрю, ведь несмотря на все спецэффекты, в современном кино содержания – 0. Помните первый закон драматургии: «воздействие = смысл : выразительные средства». И старина Оглви говорил: «Если вас впечатлила форма подачи рекламного сообщения – это плохая реклама. Нравится должна не реклама, а ТОВАР». Иными словами, реклама не должна быть интереснее самого товара. Поэтому надеюсь, что хоть в электронных медиа, по крайней мере в маркетингово-ориентированных, форма не убьет смысл.

    С уважением,
    Денис Петров

    ОтветитьУдалить
  5. Денис, доброго времени суток!

    Все-таки не пойму, почему вас так смущает тот момент, что я сравнил «Positive!» и Fight Magazine? Мне кажется, вы пытаетесь перенести визуальное содержание бойцовского журнала на страницы женского издания («…заполонить полосы женщинами за уборкой в разных позах…»). Калькирование в вашем случае вряд ли возможно. Проблема в другом. В самом подходе к созданию визуального ряда. По-хорошему, каждую тему (ну или ключевые темы) нужно было бы отработать, создав нужный образ, яркую картинку. И таким образом решить сверхзадачу: не только представить продукцию под данной маркой (посредством изображения продуктов), но и наглядно, посредством ярких привлекательных картинок-коллажей, показать пользу (результат) от ее практического применения (от решения домашних проблем до счастья, радости, удовольствия и т.д. – тут простор для творчества).

    ОтветитьУдалить