Страницы

четверг, 16 июля 2009 г.

Как Писать Для Газеты

Это была одна из тем тренинга «Современные навыки журналистики и копирайтинга: как писать интересные тексты», организованного Украинской Ассоциацией Издателей Периодической Прессы (УАИПП). Предлагаю ознакомиться с приведенными рекомендациями и взять полезные на вооружение.

Составьте План Материала
- Обдумывание – важнейший этап работы над публикацией после сбора информации и перед написанием первого слова.
- Проанализируйте собранную информацию и определите, что она собой представляет и что вы можете из нее сделать.
- Композиция – не просто упорядочение слов, а организация мысли.

Пишите Просто
- Не надейтесь, что все читатели обладают специальными знаниями или имеют соответствующее образование.
- Объясняйте все специальные слова.
- Убедитесь, что ваш текст предельно ясен.
- Избегайте заумных мыслей и мудреных слов.
- Помните, главное – простота.

Создавайте Свой Стиль
- Каждый раз – как в первый раз. Считайте каждое новое задание уникальным и неповторимым.
- Избегайте любых клише.
- Старайтесь не применять слова-штампы.
- С осторожностью применяйте каламбуры.
- Постоянно работайте над созданием эффектных сравнений, метафор, оборотов речи.
Ограничьте использование модных слов.

Будьте Честными
- Пишите только на основе правдивой информации.
- Старайтесь сбалансировать содержание и форму подачи материала.
- Не делайте из мухи слона.
- Избегайте усредненных «черно-белых» заголовков.

Отвечайте На Вопросы
Пишите так, чтобы ответить на вопросы читателей, а не вызвать их. На какие вопросы отвечает текст репортера:

- Что произошло?
- С кем это произошло? Кто это сделал? Возраст, внешность, должность, другие необходимые факты из биографии.
- Где это произошло?
- Когда это произошло? В какое время, день, месяц?
- Как это произошло? Объяснение?
- Почему это произошло?

Старайтесь избегать любых обобщений – конкретика всегда лучше. Давайте понятные, а не расплывчатые характеристики.

Делайте Текст Эффективным

- Заставляйте каждую фразу работать.
- Старайтесь писать информативно, а не переливать из пустого в порожнее.
- Безжалостно удаляйте бессмысленные замечания.
- Пишите, используя активный, а не пассивный залог.
- Представляйте сложную информацию (инструкция, набор пояснений, перечень предметов или объектов) в виде маркированных и нумерованных списков.
- Избегайте тавтологии.
- Не приводите цитаты, которые повторяют смысл сказанного в тексте.

Проверяйте Статистику
- Насколько она полезна?
- Из какого источника эти данные?
- Зачем они обнародованы?
- Почему эти данные обнародованы именно сейчас?
- Неужели все показатели – круглые числа?
- Можно ли доверять этим графикам?

Другие материалы тренинга доступны для скачивания на сайте УАИПП.

2 комментария:

  1. Читая универсальные советы УАИПП, вспоминаю окончание притчи про консультанта. «Ты пришёл, хотя тебя никто не звал. Ты забрал у меня овцу за информацию, которую я и сам знаю. И ты ничего не понимаешь в моём бизнесе, потому что вместо овцы ты забрал собаку».

    «ПЛАН МАТЕРИАЛА»
    Блок бесполезных, точнее, общеизвестных рекомендаций. Сначала думай, потом говори, или, сначала планируй, потом действуй.

    «ПИШИТЕ ПРОСТО»
    В общем, пишите, как для детей. Да, минутку! Если вы так же будете разговаривать с взрослыми, какую реакцию вам следует ждать? Пишите просто - отличная рекомендация для общения с тетей Клавой у подъезда, и не очень, если, вы общаетесь со специалистом. Сможете на пальцах объяснить квантовую механику, без специальных терминов, заумных мыслей и мудреных слов?

    «СОЗДАВАЙТЕ СВОЙ СТИЛЬ»
    Блок лучше было бы назвать «Убейте свой стиль». Стиль как раз и подразумевает, наличие повторяющихся и узнаваемых оборотов и приемов. Если все это исчезнет, то все тексты будут пресными, как овсяная каша на воде без соли и сахара.

    «БУДЬТЕ ЧЕСТНЫМИ»
    Что такое правдивая информация? Истина в том, что писать правду можно только об очень простых вещах . Идет дождь, светит солнце – с этим никто спорить не станет. Большинство же современных социальных или экономических проблем подразумевают наличие различных точек зрения, каждая из которых (и такое бывает) отражает субъективное мнение и интересы лиц или групп лиц. Что есть истина в этом случае?

    «ОТВЕЧАЙТЕ НА ВОПРОСЫ»
    Подход хороший для клуба «Что? Где? Когда?», или для агентства новостей, но не для журналиста. Журналист – не корреспондент, событие может и не содержать ответа, а быть лишь поводом ДЛЯ ВОПРОСА. Нас окружают навязываемые мнения, нас отучают думать. Надо уметь заставлять читателя формулировать собственный ответ, т.е. обозначать собственную позицию.

    «ДЕЛАЙТЕ ТЕКСТ ЭФФЕКТИВНЫМ»
    Рекомендации годятся для подготовки объяснительных и технических заданий.

    «ПРОВЕРЯЙТЕ СТАТИСТИКУ»
    И не забывайте цитировать Эльдара Муртазина, если речь о рынке сотовых телефонов. Статистика в наше время, - повод задуматься cui bono, т.е. кому она выгодна?

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за прекрасный комментарий! Вы дали ответы на одни вопросы и задали новые. У каждого автора есть свои 5, 6, 7 и т.д. золотых правил написания текста. Было бы интересно их сравнить. Быть может, на их основе удалось бы создать свод универсальных правил?

    ОтветитьУдалить